Как научиться битбоксу самостоятельно

8 августа 2024
Битбокс – это уникальное, редкое, но доступное каждому искусство. Существует распространенное мнение, что битбокс – это талант, дар, с чем мы абсолютно не согласны, ведь это просто навык, который можно развить. Независимо от возраста, пола, предрасположенности и образования, это искусство по силам любому, кто действительно вдохновлен.
В школе битбокса «Эликсир» довольно широкий возрастной диапазон: от 4-х до 52-х лет. Несмотря на разницу в возрасте, целях, разной степени мотивации, каждый из полутора сотен наших учеников выполняет поставленные задачи, достигая того уровня мастерства, который он хочет, ведь главным критерием продуктивных занятий является терпение. На первых этапах далеко не у каждого новичка легко усваиваются новые связки, звуки, биты, но именно практика и мышечная память влияют на то, как скоро новая тема будет изучена.
Для того, чтобы начать карьеру битбоксера, необходимо выучить 3 простых базовых звука. Чтобы базовые звуки стали получаться лучше, каждому из них в первый же день необходимо уделить хотя бы по 20 минут активной практики.

Основные звуки в битбоксе

Kick (бочка)

Первый звук, на основе которого строится 95% ритмов в битбоксе – это kick, он же на русском «бочка». Главный ударный звук в любом музыкальном жанре. Одной только качественной, мощной и громкой бочки может хватить для того, чтобы вызвать яркую реакцию зрителей.
Техника выполнения проста. 3 шага:
1) Скажите «пу». С голосом, так как мы обычно разговариваем. Просто «пу».
2) Сделайте «пу» сильнее, мощнее, громче, с акцентом на ударную букву «П».
3) Последним шагом, уберите голос. Скажите «пу» сильно, мощно, но шепотом. Без голоса.
Вы выучили первый звук. Перед тем, как перейдете к следующему, уделите его повторению хотя бы 2-3 минуты, чтобы привыкнуть к произношению и мышцы начали адаптироваться к такой весьма необычной нагрузке. Также, если у Вас начинается кружиться голова, ничего страшного. Это происходит по причине перенасыщения кислородом. Отдохните полминуты, и возвращайтесь к практике.

Hi-hat (тарелка)

Следующий звук еще проще по исполнению. Это hi-hat или, по-русски, тарелка.
Ведь задача битбокса, в первую очередь, – четко изображать барабанное звучание и барабанные ритмы.
Техника элементарная: 1 шаг:
1) Скажите коротко, без воздуха и сильного выхода букву «ц».
Всё, звук готов. Как всё просто, правда?

Snare (снейр)

Третий звук уже интереснее, требует чуть больше времени для освоения.
Хотя, вероятно, что Вы повторите его мгновенно. Этот звук называется Snare (снейр). Означает звук малого барабана на барабанной установке. Снейр – это второй ударный звук после бочки, и он играет ключевое значение в создании ритмов, заставляющих слушателей качать головой. Без него почти любой бит будет звучать скучно, неритмично, негармонично, однообразно.
Для его изучения давайте освоим 5 шагов:
1) Убедимся, что мы научились делать бочку и она у нас каждый раз получается, так как без ее освоения снейр будет даваться непросто.
2) Скажем вслух, с голосом, «пуф». Просто «пуф».
3) Делаем акцент на ударную букву «П», и говорим «пуф» мощно и четко.
4) Как и с бочкой, убираем голос, говорим «пуф» так же мощно, четко, но шепотом.
5) Делаем это быстро. Следите за тем, чтобы «П» и «Ф» звучали слитно, без перерывов и промежутков.
Добавьте к этому звуку немного терпения. Он сложнее, чем все остальные, требует чуть больше времени, но оно определенно того стоит.
Всё получилось? Еще бы. Битбокс – это не сложно. Поздравляю!

Изучение первого ритма

Главный критерий, который оценивается как обычным зрителем, так и профессиональными членами жюри на чемпионатах по битбоксу – это четкость ритма.
Держать ровный ритм – главная, и порой непростая, задача битбоксера. И сейчас мы научимся это делать.
Для того, чтобы перейти непосредственно к ритму, необходимо неплохо освоить базовые звуки, которые мы выучили в этой статье ранее.
Пишется этот базовый бит таким образом:
B t pf t , где B – это бочка (пу), t – тарелка (ц), Pf – снейр (пуф).
То есть, для того, чтобы его сделать, необходимо сказать «Пу цы Пуф цы». Естественно, шепотом и с акцентом на ударные звуки «П». Делайте это медленно, не торопитесь.
Любой новый элемент как в битбоксе, так и многих других направлениях, требуется сначала выполнять очень медленно, отслеживая качество и правильность исполнения.
Быстрый битбокс возможен только после того, как начнет очень хорошо получаться медленный.

На чем основывается битбокс?

Профессиональный битбокс основывается на: качестве, громкости и скорости. Именно в этой последовательности, никак не наоборот.

Качество

Если хотите, чтобы Ваш битбокс, Ваше искусство было услышано, воспринято слушателями, нравилось каждому, кто увидит и услышит, качество звуков – самое главное.
Под качеством звуков подразумевается их четкость, яркость, отсутствие лишних, ненужных призвуков, неприятных дополнительных элементов. Именно этот критерий является самым главным в битбоксе, ведь некачественный, неприятный звук, «бьющий» по ушам, непохожий на музыкальные элементы, никогда не понравится тем, с кем Вы захотите делиться своим искусством.

Громкость

Громкий и качественный битбокс всегда вызывает больше всего эмоций и удивления, ведь благодаря этим критериям битбокс всё больше становится похожим на музыку. Например, барабаны не бывают тихими, они всегда мощные, громкие даже без колонок. Также и музыка на концерте, никогда не бывает тихой. Все основные музыкальные партии всегда яркие и мощные. Именно громкость дает битбоксу «нечеловеческое звучание». Битбоксер, который начинает звучать очень электронно, считается огромным профессионалом, достигшим вершины мастерства.

Скорость

Знакомство со скоростью возможно только в том случае, если Вы тесно познакомились с двумя предыдущими, так как при низком уровне мастерства, скорость всегда будет главным врагом первых двух. Быстрый, но некачественный, нечеткий, очень тихий битбокс, всегда неприятно и неинтересно слушать. Битбокс превращается в набор звуков, но никак не музыку. Быстро – не значит хорошо.
В спортивном битбоксе есть тенденция на скорость, но применяют ее только профессионалы мирового уровня.

Промежуточные приемы битбокса

После того, как битбоксер освоил набор ключевых звуков, ключевых ритмов, он может повышать свой уровень путем добавления промежуточных звуков между ударными. Это могут быть мелодические элементы, звуковые, дополнительные ударные. Они создают заполненность композиции, устраняя тишину между звуками, приближая битбоксера к «нечеловеческому звучанию».

Практика битбокса и внутреннего напевания

Под внутренним напеванием подразумевается техника, позволяющая человеку одновременно делать и мелодию, и ритм. Как раз высокий уровень владения этой техникой позволяет битбоксеру становиться универсальным «человеком-оркестром». Техника называется «хамминг». Подробное описание и звучание этой технике можно найти в следующем видео:

Заключение

В заключении хочется сказать, что битбокс – это удивительный и сильно недооцененный навык с огромными возможностями и перспективами, как музыкальными, так и социальными, ведь битбокс способен влиять на уверенность в себе, самооценку человека, его эмоциональное и психическое состояние, а также укреплять иммунитет, выносливость, улучшать дикцию и, главное, лечить логопедические, дефектологические и ЛОР заболевания.
Битбоксу может научиться абсолютно каждый, так как битбокс – это не талант, а навык.
Made on
Tilda