Развитие речи у детей

Чистая, поставленная речь – это один из залогов успеха при знакомстве с новыми людьми и на публичных выступлениях, что часто приводит к карьерному и личностному росту. Красивая речь нужна не только великим ораторам, артистам и рэперам, но и всем, кто хочет быть услышанным и производить классное первое впечатление.
Будем честны, не каждый с рождения обладает идеальной дикцией. Многие дети, начиная с трех лет, совершают множество ошибок в произношении. В детском саду можно наблюдать множество речевых искажений звуков: ложка — «вожка», шапка — «сапка», рыба — «иыба», кот — «тот», палка — «пайка». Если Ваш ребенок допускает такие же ошибки – это повод задуматься о посещение специалиста. Большая часть искажений и ошибок уйдет с возрастом, но часть из них останется с ним на всю жизнь, если вовремя не принять меры.
Самые популярные речевые дефекты – это проблемы с шипящими, буквами «Р» (картавость) и «Л».
Также, нередко встречаются проблемы, когда взрослый ребенок в целом говорит нечетко, «глотает» буквы, слова, невнятно разговаривает. В простонародии «мямлит». На это может быть несколько причин: логопедические и дефектологические проблемы, такие как дислалия, тахилалия и пр., либо просто плохо развитые, слабые лицевые мышцы и челюсть.
Существует множество ошибочных мнений о том, что в более взрослом возрасте исправить речевые дефекты уже невозможно. Однако, это заблуждение. Есть множество факторов, влияющих на речь, и устраняющие недостатки произношения. Об этом поговорим ниже.

Факторы, влияющие на развитие речи

Факторов выделяют два: биологический и социальный. Каждый из них по-своему важен и по-своему влияет.

Биологические факторы:

Среди биологических факторов определяют анатомическое строение речевого аппарата, наследственность и условия развития физиологического развития речи у ребенка, а также перечень болезней.

Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков. В исследованиях последних лет показано различие развития правого и левого (речевого) полушария в зависимости от пола. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое — зрительно-пространственная аналитика. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие.

Социальный фактор:

Социальный фактор формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий жизни. Игнорирование взрослыми особенностей детской речи порой очень негативно влияет на ее формирование. Некоторые родители считают, что малышам не стоит помогать, что ребенок с возрастом научится говорить самостоятельно.

Этапы развития речи

  • 1
    Первые голосовые извлечения новорожденных детей — крик. Со временем формируется голосовой аппарат, идет подготовка к звукопроизношению, и к 2–3 месяцам появляется навык создания гула.
  • 2
    Плавно усложняясь, гул переходит в лепет — элементарное сочетание язычных и губных гласных с согласными (ма, на, ба).

  • 3
    Свои первые слова они произносят к 8–11 месяцам, пытаясь повторить их за близкими окружающими. Также, формируется навык звукоподражания и имитации.
  • 4
    К двум годам дети начинают много разговаривать предложениями из двух-трех слов, осваивается произношение мягких звуков.
  • 5
    В период с трех до четырех лет формируется диалог, монолог, также правильно формулируются вопросы. Дети в этом возрасте вполне способны рассказывать небольшие рассказы, короткие стихи. При этом могут правильно произноситься не все звуки, например, [р].
  • 6
    К пяти годам формируются наиболее сложные в произношении звуки — [ш], [щ], [л], [р]. Активный словарный запас превышает 2 тыс. слов.

Роль родителей и педагогов в развитии речи

Детская речь формируется под влиянием взрослых, условий жизни и участием педагогов. Это влияние благотворно влияет тогда, когда ребенок слышит хорошую, грамотную, красивую речь, прислушивается к советам и указам взрослых, как стоит разговаривать, живет в абсолютно здоровой обстановке. Нарушение такого влияния задерживает развитие речи ребенка.

Без языковой среды слабо представляется развитие речи. Чем чаще и больше дети ежедневно общаются с внешним миром и людьми, тем лучше и раньше начинает разговаривать.
Порой игнорирование взрослыми особенностей детской речи имеет негативные последствия. Некоторые родители считают, что малышам не стоит помогать, что это бессмысленно и ребенок самостоятельно научится говорить в процессе взросления.
Важным моментом является то, как происходит общение с ребенком с момента его рождения. Общение взаимно и доброжелательно, или наоборот. С годами потребность в общении растет. И не секрет, что в современном мире на это общение у родителей далеко не всегда есть время. И часто ребенок, не находя общения, закрывается и замыкается в себе. Он всё меньше задает вопросов родителям, реже интересуется их мнением и нуждается в совете. В следствии ребенок замыкается, пропадает потребность в общении.

Считается, что для полноценного развития личности ребенка должна быть удовлетворена, прежде всего, потребность в любви и признании. Неудовлетворение ведет к искажению развития и замкнутости. Исследование показало, что в благоприятных условиях находится более половины детей.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи (поставить звуки), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность на развитие речи лежит на матери. Воспитатель дошкольного учреждения в какой-то мере может скомпенсировать недостаток общения с матерью, но не может заменить мать полностью.

Советы по обучению

Один из самых недооцененных инструментов для развития речи, устранения речевых дефектов – битбокс. Это уникальное направление, основанное имитации музыкальных инструментов и создании музыки при помощи речевого аппарата.
Школа битбокса: эффективный способ улучшить речь ребенка
Помимо того, что битбокс – это потрясающий инструмент для развития креативности, творческого и музыкального мышления, так как это самый удобный, быстрый способ воспроизведения идеи и композиции, приходящей в голову, битбокс еще благоприятно влияет на развитие дикции, артикуляции. Также, битбокс способен лечить ЛОР, дефектологические, логопедические болезни, и является частым ответом на вопрос «Как улучшить дикцию у ребенка».
Во время битбокса создается очень большая физическая нагрузка на все речевые мышцы, в том числе губы, язык и гортань, так как большая часть звуков в битбоксе строится на основе звуков, которые мы используем в речи: Б, П, Р, Ц, Щ, Л, Х и пр. Нагрузка на речевые мышцы во время битбокса превышает любую скороговорку не менее, чем в пять раз. Соответственно, посредством нагрузки, речевые мышцы укрепляются, положительно влияя на качество речи.
В Оксфорде последние 6 лет большое внимание уделяют изучения феномена битбокса: его влияние на речь, на мозг человека, на нервную систему. В России существует немало случаев, когда битбокс излечивал тугоухость, дисплазию губ, а также значительно улучшал качество речи детей с ДЦП.
Особенно высокую эффективность битбокс обретает при работе с буквой «Р», так как перечень звуков, создающихся на принципе произнесения этой буквы, мозг не воспринимает как речь, а как отдельный звук. Тем самым, внимание этому звуку, и наблюдения за речью ребенка со стороны родителей, позволит играючи, по-музыкальному исправить речевые дефекты.
Самостоятельно можно выполнить следующие упражнения по битбоксу:

  • Шепотом сказать: «Пу цы Ка цы», делая акцент на слоги «Пу» и «Ка», как главные ударные звуки.
  • Шепотом, а лучше без голоса, сказать «Перчик капуста», делая силовой акцент на буквы «П».
Но для людей с дефектами речи, упражнение маловероятно, что будет работать, так как для мозга эти упражнения – речь, имитирующая битбокс.

Заключение

Наша речь – инструмент коммуникации с внешним миром, который требует особого внимания, особенно в детстве. От качества речи напрямую зависит то, как мы будем восприниматься внешним миром. Конечно, это не единственный критерий, но один из важнейших для формирования здоровой самооценки личности.
И битбокс является одним из комплексных инструментов, влияющих напрямую и на дикцию, и на уверенность в себе, так как битбокс – отличный повод выделиться, выйти на сцену, прокачать свою проявленность и проработать страх ошибок и страх внимания.

Made on
Tilda